Репина, 35/1
Ижевск, Россия

Логопедия для взрослых

Речь – одно из важнейших достижений эволюции! Именно речь отличает наши коммуникативные способности от остального животного мира. Это настолько естественная форма общения, что при её утрате или внезапном нарушении мы практически полностью выпадаем из привычного социума.

Логопеды – это первые помощники врачей в возвращении пациентов к привычной жизни. Большинство людей сталкиваются с логопедом в учебных заведениях, однако это далеко не единственное поле деятельности для них.

Нарушения речи, при которых требуется участие логопеда:

  1. афазия
  2. дизартрия
  3. дисфония
  4. нарушение звукопроизношения у детей и взрослых
  5. дисфагия

 

Афазия.афазия

Это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Чаще всего афазия развивается в результате черепно-мозговой травмы или инсульта. Основа развития афазии – нарушение речевых центров головного мозга.

Естественно, что основным лечением при развитии афазии будет неврологическое лечение. Однако, наиболее раннее начатая логопедическая реабилитация значимо увеличивает положительный прогноз в плане восстановления речевой функции. Занятия при данном расстройстве речи растягиваются на длительное время и требуют мобилизации сил и терпения как у пациента, так и его родственников и врачей.

Сложность реабилитации заключается в том, что головному мозгу требуется сформировать новые речевые зоны, взамен утраченных. А этого без направленных занятий не достичь!

 

Дизартрия.дизартрия

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи,  в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. В отличие от афазии при дизартрии человек понимает обращенную речь и сохраняет навык общения, но использование артикуляционгого аппарата затруднено.

Дизартрия может развиться:

– при заболеваниях нервной системы, ответственной за иннервацию  артикуляционного аппарата (инсульт, черепно-мозговая травма, рассеянный склероз, неврит лицевого нерва и т.д.);

– при заболеваниях непосредственно самого артикуляционного аппарата (травмы челюсти, неправильная ортопедическая коррекция и т.д.)

 

Занятия с логопедом при дизартрии прогностически наиболее благоприятнее, чем при афазии, так как сохранена «схема речи». Своевременно начатое логопедическое лечение позволяет не только восстановить правильное произношение звуков, но и способствует восстановлению правильного жевания, что очень важно в профилактике кишечных расстройств!

 

Дисфония.рупор

Дисфония – это нарушение голоса. Голос формируется колебанием голосовых связок при выдыхаемом воздухе. Голосовые связки находятся в гортани.

Дисфония, таким образом, формируется при следующих ситуациях:

– при заболеваниях нервной системы, ответственной за иннервацию голосового аппарата (инсульт, черепно-мозговая травма, травма возвратного нерва и т.д.)

– при заболеваниях самого голосового аппарата (ларингиты, опухоли гортани, полипы голосовых связок и т.д.)

 

Нередким явлением является «потеря голоса» от перенапряжения, особенно в профессиях, где голос – рабочий инструмент. Занятия при дисфонии с логопедом не только позволяют восстановить голос, но и обучиться гигиене голоса.

 

Дисфагия.дисфагия

 

По факту дисфагия не является нарушением речи. Дисфагия – это нарушения глотания. Не каждый логопед может работать с данной категорией пациентов. Лишь прошедшие специальное клиническое обучение  логопеды берутся за столь сложную, но очень важную миссию восстановления глотания.

Дисфагия может формироваться при следующих ситуациях:

– при заболеваниях нервной системы, ответственной за иннервацию глотки (инсульт, черепно-мозговая травма, травма возвратного нерва и т.д.)

– при заболеваниях самой глотки (ларингиты, опухоли гортани, полипы голосовых связок и т.д.)

 

Развитие дисфагии очень часто требует постановки назогастрального зонда для адекватного приема пищи. Однако такой зонд не может стоять вечно. Если глотание не восстановится в течение определенного времени (1-2 мес) потребуется наложение гастростомы (когда пища непосредственно вводится в желудок).  Раннее начало логопедических занятий позволит успешнее бороться с нарушением глотания и избавиться от необходимости принимать пищу через трубки!

 

произношениеНарушение звукопроизношения у взрослых.

 

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Картавость и шепелявость, не вылеченные в раннем возрасте, портят первое впечатление о человеке, в особенности при приеме на работу, где нужно много общаться с людьми.

 

Умение красиво и правильно говорить ценится также высоко, как хорошие манеры и привлекательная внешность. Чистая речь даёт человеку уверенность в себе. Люди, умеющие чётко и без запинок выражать мысли, добиваются в жизни вершин. А те, кто имеет дефекты речи, часто остаются в тени.

 

Ещё некоторое время назад, считалось, что нарушения речи поддаются исправлению только в юном возрасте. И если в детстве не избавиться от картавости, у взрослого человека этот дефект сохранится до конца жизни. Это связано с тем, что мышцы, задействованные в речи, уже сформировались. Современные логопедические методики доказывают обратное!

 

Специальные упражнения позволяют исправлять различные нарушения: успешно лечить заикание, картавость и шепелявость у взрослых. Во время логопедических занятий для взрослых можно не только убрать серьёзный дефект произношения, но и поставить правильную речь, научиться дыханию.

письмо

Хочется особенно подчеркнуть тот факт, что успешность логопедической реабилитации зависит от многих факторов, в том числе и лечении основного заболевания. Однако краеугольным камнем является мотивация самого человека и его стремление к качественному выполнению логопедических упражнений.

 

Чем раньше пациент встанет на путь восстановления речи и глотания, освещаемый логопедом, тем выше шансы вернуться к привычной жизни! Спешите уже сегодня!